Босх с Тобой
Defamilirisation
Любящий неординарную и необычную музыку рекорд-лейбл «RAIG Music» не так давно выпустил еще один интересный релиз, - новую пластинку известной московской инди-группы «Босх с тобой», которая носит название «Defamiliarisation» и является, на мой взгляд, одним из самых красивых альбомов уходящего года.
Пять потрясающих, метафоричных музыкальных полотен, написанных музыкантами без единого неживого электронного звучка - жучка за один день. Думаю, что 9 июля сего года (дата записи всего «Defamiliarisation») по праву займет свое место и станет красным днем в календаре всей российской экспериментальной рок-музыки, если таковой когда-нибудь будет существовать. Альбом открывается композицией «As it is bird», которая, как мне кажется, является неким музыкальным парафразом к треку «Птица спит» с дебютного альбома босхов «Птицы и рыбы». Героиня песни, вырвавшись из нежных объятий цветных снов, расправила свои крылья и полетела. Вокруг нее белоснежные, как манжеты рубашки у первоклашки на линейке 1 сентября, облака, голубое, как диковинный коктейль в баре, небо, под ней расстилается, как персидский мягкий ковер, зеленая земля. Убаюканная звуками гитар, создающими гипнотичный, расслабляющий ambient, птица как будто дрейфует на облаках, представляя себе, будто она маленький отважный фрегат, вышедший из порта навстречу приключениям, таинственным островам, сундуку с сокровищами, и вот…
Не заставив себя долго ждать, приключение, в образе холодного и упрямого вихря-штурма, налетает на птицу-фрегат и пытается ее отпихнуть, сбросить вниз, сбить с курса… Птица, потеряв опору, отбрасывается назад, барабаны бесцеремонно нарушив эту amb-идиллию, усиливают гитарно-басовую нойз-риторику, птица пытается справиться с ветром, но тщетно, удары все сильней и яростней, земля все ближе и пугающе… Но, все-таки ей удается вспомнить, что она – птица, и, в отличие от человека, умеет и любит летать, она расправляет крылья и летит… Летит над людьми, облаками, выше звезд, летит к тебе. Она все ближе и ближе, ты давно уже нарисовал опознавательные знаки для нее на песке, чтобы она не могла ошибиться и передать весточку от меня именно тебе, а не кому другому. Ты ждешь, перед твоими глазами проходят картинки наших встреч, на двоих прочитанные книги, признания в любви на ладонях, познание вкуса слез друг друга, твое сердце бьется все сильней… Ну, где? Где же она? А, вдруг птица не знает, где лево, а где право? А, вдруг на млечном пути пробки? А, вдруг…? На твои тайные коды да Винчи ложится чья-то тень, птица кружится над тобой, спускаясь все ниже и ниже… Сердце сейчас выпрыгнет из груди, она здесь, а значит, рядом и я…
Второй трек «Penetrating in/out Point of View III» показался мне очень ностальгическим, как будто человек, после долгой разлуки, вернулся к себе, в давно уже неродной дом, и, вытирая соленые капли, сидя на чердаке, рассматривает свои старые игрушки и вспоминает потерянное навсегда детство. Барабаны бьют, как будто отчитывая счет до десяти в прятки, гитарная мелодия проникает в мозг и вытаскивает, как фокусник кролика из цилиндра, наружу вкус мороженого, звук ветра в ушах, когда он с пацанами, на велике, на перегонки. Выигранные вкладыши «Turbo», двойка по диктанту, разодранная коленка, где все это? Осталось только в этой безумно трогательной композиции группы «Босх с тобой», но не с тобой. Жаль…
«HCTD do the D.O.W. Another Way», на мой взгляд, очень точно передает состояние умирания любви. Выжженная напалмом душа, на облезлых стенках доверия висят разноцветные стикеры со временем встреч, корешки билетов в кино, театры, клубы, дискотеки…Берущая за живое мелодия, наполненная космическим трагизмом, вселенская тоска, которую слегка искажают, как раскаты летнего грома, барабаны. Но внезапно все резко меняется, на смену опустошению приходит ярость… Как она посмела?! Уйти, уйти и устроить дистрой, уйти, устроить дистрой и убить любовь?! Как она посмела?! Кто ей разрешил?! На смену тягучему, заставляющему плакать, нежному гитарному ambient приходит настоящий безумный и прекрасный в своей древней природной силе, быстрый, яростный, бескомпромиссный рок, в котором растворяется вся ярость и ненависть к той, что не смогла, не захотела, убила любовь. Но и этот гнев быстро проходит, и «HCTD do the D.O.W. Another Way» заканчивается мелодично и грустно, точно передавая состояние несчастного человека, обуреваемого приступами бесноватости и нежелания признавать, что самое прекрасное чувство на свете втоптано в болотную жижу, из которой любви уже не выбраться.
Никогда…
Четвертый трек на альбоме называется «HCTD a Modem Defamiliarisation», и это самый «громкий» трек на альбоме. Настоящая пост-роковая композиция, со множеством настроений, от совсем уж роковых до нежных гитарных, но по босховски органичных переходов, сыгранных очень мастерски и профессионально. «HCTD a Modem Defamiliarisation» легко бы могла быть музыкальным отражением движения реки, свободным, текучим, быстрым или, наоборот, замедляющим свой ход. Той самой рекой времени, чье будущее может предсказать старое дерево, гадая по своим причудливо изогнутым веткам, как по линиям ладони человека, отражаясь в незамутненной воде и пророча удачу. А как же иначе?
Последняя композиция на «Defamiliarisation» называется «The last image attenuation», и она начинается так плавно и неожиданно, как будто часть предыдущего трека, погружая нас в еще большее эмбивалентное спящее состояние, будто теперь эта река времени не одинока, по ней на спинах плывем мы с тобой, держась за руки и смотря сквозь чистую воду на голубое, как в сказочном сне, небо и птицу, летящую куда-то далеко… Мы просто плывем, не думая ни о чем, отдаваясь в руки природы и случая. Мы лежим, мы отстранены ото всего, вокруг нас столько магия музыки и природы. Нас задевают проплывающие мимо смешные рыбы с большими, как у героев аниме, глазами, гитары звучат немного «злее», чтобы напугать их и заставить понять, чтобы они нам не мешали. Потом снова наступает настоящий гитарный рилакс, и мы возвращаемся в Босх-нирвану… Закрываем глаза и про себя загадываем желание остаться здесь навсегда… Навсегда… Но нашим планам не суждено сбыться, на нас обрушивается резкий быстрый шумовый бедлам, а в наши головы уткнулся берег…Все, приплыли, у любой реки есть начало и конец. Особенно, если эта река времен...
В заключение, могу сказать, что этим альбомом «Босх с тобой» сотворили настоящий собственный мир, который получился, с одной стороны, очень умиротворяющим, а с другой немного психоделичным и нойзовым, но в любом случае, очень и очень притягательным, в которой хочется вернуться снова и снова. Спасибо им за это!